пятница, 1 апреля 2016 г.

Закон о квадрокоптерах на практике

Как только не называют «Закон о квадрокоптерах», на деле являющийся поправками в Воздушный Кодекс РФ, — и «сырой антинародный проект», и «гвоздь в крышку гроба детского творчества», и «полнейший бред, сгенерированный скудными умами российских законодателей»… И этому есть вполне логичные причины…


Содержание:


В чем суть поправок?
А что на практике?
О международном опыте…


В чем суть поправок?


Закон о квадрокоптерах в действии


В декабре 2015-го года Воздушный Кодекс РФ, стараниями законотворцев, оглядывающихся на опыт других стран, претерпел некоторые изменения, вступившие в силу в марте нынешнего года. Естественно, поскольку касались все эти поправки беспилотных летательных аппаратов, дроноводы различных мастей и калибров не могли оставаться в стороне.


Закон о квадрокоптерах пораждает массу вопросовДостаточно грубо все принятые поправки можно свести к тому, что все беспилотные летательные аппараты со взлетной массой (это вес самого дрона и того, что он может поднять в воздух) более 250-ти грамм подлежат государственной регистрации и сертификации в одном из представительств РосАвиации, а их владельцы перед каждым полетом должны получать разрешение на основании представленного плана полета. Разрешает полеты также РосАвиация.


Кроме того, отныне любой владелец коптера, вертолета на пульте управления зовется не иначе как «командир воздушного судна», соответственно, любой радиоуправляемый гаджет приравнивается к воздушному судну.


Главная задача «командира» — обеспечить безопасный полет. Если у летательного аппарата несколько внешних пилотов, то определяет, кто из них является командиром, владелец дрона. В случае отступления от плана полета, командир обязан уведомить об этом соответствующий орган…


Между тем, даже сами специалисты, имеющие отношение к данному сектору, следящие за исполнением Воздушного Кодекса РФ, находятся в легком недоумении. Проще было вовсе запретить гражданские дроны. Надежда на дополнительные подзаконные акты, которые могли бы внести ясность во многие возникающие вопросы, пока не оправдалась. Регламента, который мог бы упростить бюрократические процедуры для дроноводов, тоже нет.


А что на практике?


В итоге, на практике ведомство, которое сертифицирует, к примеру, Boeing 777-300ER со взлетной массой 351 тонну, занимается сертификацией китайской игрушки на радиоуправлении весом 252 грамма… При этом следует учесть, что представительства РосАвиации есть далеко не во всех городах. Так что, хотите запускать свой квадрокоптер по всем правилам, — добро пожаловать в Первопрестольную. Ну или куда-нибудь в Новосибирск, где тоже есть представительство.


Закон о квадрокоптерах запрещает полеты в общественных местахЗато есть штрафы, которые, надо сказать, весьма активно применяются. За отсутствие регистрации и необходимого сертификата вас никто не накажет, правда ровно до того момента, пока вы не решите запустить свой дрон в неположенном для этого месте. В России это практически везде, где есть какая-никакая инфраструктура. За нарушение эксплуатации воздушных судов и безопасности полетов в КоАПе, в соответствии со статьями 11.4-11.5, предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей.


Для должностного лица его размер составляет уже 30-50 тысяч, а для юридического – до 500 тысяч рублей! То есть, если вас при запуске вашего коптера заметили представители правоохранительных или контролирующих органов, чрезмерно бдительные соседи, позвонившие «куда надо», есть все шансы получить наказание в виде штрафа.


Но штраф – не единственная форма воздействия. Если кому-то из ваших соседей взбредет в голову, что вы террорист, а радиоуправляемая игрушка в ваших руках способна нести смерть и разрушения… Безобидный запуск беспилотника у себя во дворе может перерасти во многомесячное судебное разбирательство, в ходе которого придется доказывать, что вы законопослушный гражданин, который всего-то не получил разрешение на полет, потому что в этом городе нет представительства РосАвиации, через интернет такие разрешения не выдают, а ехать в Москву ради десяти минут удовольствия, мягко говоря, нецелесообразно.


Закон о квадрокоптерах при нарушениях влечет штраф


Грань между адекватным и неадекватным применением поправок на практике очень тонка. В конечном счете, не исключено, что нарушителей будут вылавливать через видеохостинги. Запостили вы, например, на youtube съемку своего двора, сделанную с вашего беспилотника, забыли о ней уже, а тут приходит вам письмо счастье с «разбором полетов» или того хуже, визитеры в форме из местной транспортной прокуратуры. И ведь не отвертеться, — компромат на себя вы сами в сеть залили…


С другой стороны, пока все настолько «сыро» и неоднозначно, многие дроноводы этим пользуются. Так, наиболее рьяным любителям полетов на квадрике удается уходить от ответственности с помощью аккредитаций от телеканалов, интернет-СМИ. Вместо регистраций, сертификаций и разрешений они показывают бумажку, где написано «оператор видеокрана fpv» и… правоохранителям этого вполне хватает.


Однако, такой подход может успешно работать до той поры, пока вы не наткнулись на «фанатика», который, уж будьте уверены, поймет, что аккредитация никак не способна заменить все необходимые в соответствии с новыми поправками документы, которые обязаны быть у вас на руках, когда вы запускаете свой дрон.


О международном опыте…


В пояснительных записках к своему законотворчеству законодатели ссылаются на США, где примерно в тоже время приняли закон о регистрации дронов. Однако, на этом какие-либо сходства заканчиваются.


Закон о квадрокоптерах на практике непонятенДля сравнения, вся процедура регистрации в Штатах проходит по электронной почте: заявитель отсылает свои контактные данные, в ответ получает регистрационный номер и… все, он может летать, после того, как нанесет номер на свой квадрокоптер. Номер присваивается не беспилотнику, а самому оператору. Дронов можно иметь, сколько душа пожелает, главное, нанести номер на борт каждого. Пока процедура бесплатна, позже она будет стоить условные пять баксов. Просто, понятно, и никаких согласований полетов с органами, у которых имеются дела поважнее.


В США закон о регистрации дронов стал вынужденной мерой: средний американец всего лишь с одной своей зарплаты может купить три-четыре квадрокоптера из недешевого сегмента, к которому относится DJI Phantom 3. Поэтому в американских городах, да и за их пределами, дроны встречаются очень часто и в немалом количестве. Помимо регистрации беспилотников, американцы определили зоны, рядом с которыми летать запрещено (например, аэропорты), составили всем понятный перечень, и ввели ограничения по высоте запуска, — 120 метров.


Еще одной проблемой, повлекшей необходимость введения в действие законопроекта, стали участившиеся случаи провоза наркотических средств с помощью дронов через мексиканскую границу. Отлов подозрительных беспилотников производится различными средствами. Для примера, в Японии с этой целью используются большие дроны-перехватчики, оснащенные сеткой, а в Нидерландах – специально обученные орлы.


Закон о квадрокоптерах и санкции


Что касается наших сегодняшних реалий, — можно подвести небольшой итог. Среднестатистический россиянин на свою зарплату не сможет купить без дополнительных вложений более-менее серьезный аппарат, не говоря уже о нескольких. Проблемы с повсеместным распространением дронов в нашей стране, как ни крути, не наблюдается… Специальной службы, которая бы занималась отловом подозрительных квадриков, не появится как минимум ближайшие десять лет. К «красным», то есть запрещенным, зонам относятся не только аэропорты, военные базы, но и жилые районы, а также общественные места.



Ну и если уж уходить в абсурд, то к резюмированию можно добавить также следующее. Шанс, что вышедший из строя квадрокоптер упадет на голову прохожему, хоть и имеется, но невероятно мизерный. Вряд ли террорист или наркоторговец, задумавшие какое-либо преступное деяние с помощью беспилотника, узнав о том, что полет нужно согласовывать, а сам дрон подлежит регистрации и сертификации, откажутся от своих планов. И не понятно, как отец с сыном, запускающие во дворе своего дома маленький китайский вертолетик на пульте, могут повредить гражданской или военной авиации, полетам метеозондов, планам по запуску ракет или чему-нибудь еще столь же существенному…


Как повлияет принятие нового закона о квадрокоптерах от 22.12.2015 на вас?



Закон о квадрокоптерах на практике

Комментариев нет:

Отправить комментарий